История школы

Шёл июль 1942 года. На европейской территории страны второй год гремела Великая Отечественная война, начинались оборонительные операции на Кавказе и под Сталинградом, тысячи советских солдат проливали свою кровь, защищая Родину. А в далёкой Якутии в только недавно возникшем посёлке базы Эльдикан открывалась школа, символ будущего, символ мира…

История Эльдиканской школы тесно связана с историей посёлка Эльдикан, возникшего незадолго до Великой Отечественной войны как перевалочная база для золотодобывающей промышленности Аллах-Юньского района. Успешное развитие зародившейся только в середине 30-х годов XX века золотодобычи на Джугджуре зависело, прежде всего, от своевременного и соответствующего всё возрастающим потребностям снабжения приисков продуктами питания и техническим оборудованием. Доставка продовольственных и промышленных товаров, а также технических грузов первоначально велась с грузоперевалочной базы в Охотском Перевозе. Грузы доставлялись туда на пароходах, а зимой по давно заброшенному Охотскому тракту шли транспорты в несколько сотен лошадей. В 1935 году в устье реки Аллах была организована вторая база для снабжения горной зоны района, названная Усть-Аллахом. Отсюда грузы на прииски доставлялись по Аллаху зимой гужевым и автомобильным транспортом, летом лодочной флотилией в крайне трудных, опасных и для жизни людей, и для сохранности грузов условиях, практически по бездорожью.

В конце тридцатых годов остро встал вопрос строительства удобной и безопасной автодороги от главной водной артерии района реки Алдан на золотой Джугждур. В 1940 году было намечено открытие новой входной базы Эльдикан и летом начато строительство автозимника Эльдикан – Усть-Ыныкчан. Строительство этой трассы, которая в будущем обеспечила бесперебойную доставку грузов в горную зону, минуя наледный и труднопроходимый Аллах, позволило буквально через два года обеспечить прииски Джугджура полностью как техническими, так и продовольственно-промышленными товарами. Строительство этой дороги было жизненно важным для всего района.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои суровые коррективы в жизнь Эльдикана: сражавшаяся с фашистами Советская армия остро нуждалась в оружии, военной технике, боеприпасах, стоивших немалых денег, и добыча золота на богатых джугджурских месторождениях стала делом стратегически важным. Зимой 1941-1942 гг. посёлок Эльдикан как новая перевалочная база для горной зоны района рос очень быстро, усиленные строительные работы велись сразу на всех участках: заканчивалось возведение гаража, стандартных зданий, активно шло строительство жилых домов и помещений социально-культурной сферы. С базы Усть-Аллах, а также с других, утрачивавших своё значение баз (110 километр, Усть-Томь, Усть-Ыныкчан, Белькачи и другие), сплавлялись десятки жилых и производственных зданий, а население переезжало в Эльдикан.

С 1942 года в Эльдикане обосновались крупные базы продснаба, техснаба, автобазы, пристани, стали действовать больница и школа.

В книге приказов № 1 по Эльдиканской неполной средней школе читаем: «Приказ № 1 по ЭНСШ от 1 июля 1942 г. В связи с выделением Эльдиканской Неполной Средней школы в самостоятельную хозяйственную единицу все ранее изданные приказы по техснабу возобновляются». Начиналась история Эльдиканской школы.

Как видим, первоначально Эльдиканская школа существовала как структурное подразделение техснаба, переведённого в Эльдикан из Усть-Аллаха: основанием для первых приказов по школе служили приказы по техбазе и распоряжения директора Усть-Аллахской школы. После открытия Эльдиканской школы и выделения её в самостоятельную хозяйственную единицу дела и хозяйство начальной школы посёлка Усть-Аллах были переданы в ведение Эльдиканской школы.

Первым директором Эльдиканской неполной средней школы на основании телеграммы Культсети 26-479 и приказа по техбазе № 59 от 13 июля 1942 года с 26 июня 1942 года был назначен учитель Усть-Аллахской школы Сербенко Фёдор Константинович. В приказе по школе о назначении директора товарищу Сербенко предлагалось «повседневно заниматься вопросами подготовки школы к новому учебному году», прежде всего, выполнением работ по переносу из Усть-Аллаха и предварительному ремонту здания школы. По воспоминаниям старожилов посёлка Эльдикан (в частности, Обидиной Розы Васильевны), это был дом, сейчас стоящий по адресу ул. Алданская, 39 (магазин «Алдан»).

На основании приказа по техснабу от 7 сентября 1942 г. заведующим учебной частью согласно приказу треста Джугжурзолото от 28 июня 1942 г. за № 67-12 с 24 июля 1942 г. назначен учитель русского языка Житомиров Василий Наумович.

Среди первых педагогов Эльдиканской неполной средней школы назовём учителей начальных классов Бабушкину Антонину Афанасьевну, Бобрикову Галину Васильевну, Никитину Нину Алексеевну, Русинову Марию Николаевну, Китайскую Лидию Васильевну, учительницу химии и биологии Ковалик Валентину Георгиевну, учительницу немецкого языка Юдину Клавдию Михайловну, учителей истории и географии Волкова Георгия Леонидовича, Рюмкина Ивана Парфентьевича, военного руководителя и учителя физической культуры Кузнецова Геннадия Алексеевича и других.

Учебные занятия в Эльдиканской НСШ начались 5 октября 1942 года, так как именно к этому времени здание школы было окончательно перенесено и отремонтировано. Из-за нехватки классных комнат до окончания пристройки занятия проводились в две смены: 2, 3, 4 классы занимались в утреннюю смену, то есть с 8 до 12 часов, а 5, 6, 7 классы – в дневную смену, то есть с 1 часа дня.

Для первого класса комнаты не хватало, поэтому в Культсеть треста Джугжурзолото был сделан запрос на разрешение проводить занятия трёхсменно, а до получения ответа на этот запрос уроки в 1 классе не проводились совсем.

Приказ № 46 от 29 июня 1943 года сохранил для нас и имена некоторых школьников, обучавшихся в Эльдикане в первый учебный год (к сожалению, классы не указаны): «В целях выполнения правительственного распоряжения о сохранности урожая и проведения прополочных работ выделить бригаду учащихся в количестве 12 человек в распоряжение Эльдиканского ЗПС. Состав бригады: Шелепнев Иван, Бочкарёва Галина, Гавришева Роза, Тыщенко Георгий, Тыщенко Владимир, Смирнов Александр, Петров Александр, Копысов Семён, Атласов Спиридон, Карсаков Аркадий, Червова Галина, Вологжанин Владимир».

Как было отмечено ранее, население посёлка прирастало большими темпами, количество детей школьного возраста увеличивалось, и в следующем, 1943-1944, учебном году были открыты два пятых класса, причём мальчики и девочки пятых классов учились раздельно, классным руководителем 5 «А» (мальчики) была Юдина Клавдия Михайловна, 5 «Б» (девочки) – Дрёмова Татьяна Ивановна. В этом же учебном году в школе был открыт 8 класс, классным руководителем назначен Гранин Григорий Тимофеевич.

С 13 ноября 1943 года директором школы назначен Житомиров Василий Наумович. В этой должности он проработал до сентября 1945 года, когда принял заведование отделом народного образования Аллах-Юньского района.

Военное время накладывало отпечаток на воспитательную работу среди школьников: на первый план выносилась работа по патриотическому, спортивному и военному воспитанию. Так, 19 мая 1944 года в целях выполнения постановления СНК СССР о всеобщей обязательной подготовке учащихся к противовоздушной химической обороне проводились общешкольные соревнования на личное и командное первенство по подготовке к ПВХО, во время которых производился зачёт испытаний по химической подготовке с занесением в личные учётные карточки по подготовке к ПВХО.

11 июня 1944 года проводился военно-спортивный праздник, посвящённый окончанию учебного года. Во время этого праздника проходили соревнования командного и личного первенства и приём норм на значки ГТО и БГТО.

В 1944-1945 учебном году школа в целом имела военизированный вид: классы представляли собою взводы, в каждом из них имелись свои командиры. В книге приказов № 1 читаем, что согласно постановлению СНК СССР в целях улучшения физической подготовки учащихся в школе перед занятиями проводились ежедневные физкультурные зарядки. При этом учащиеся строились в своих классах, командиры взводов производили проверку личного состава взвода, выводили учащихся на плац строем, а после проведения физзарядок уводили также строем по своим классам.

Для организованного участия и абсолютного отличия в демонстрации, посвящённой празднованию 1 Мая 1944 года, учащимся школы было приказано «принять военизированный вид формы в следующем порядке: обувь – кожаная; брюки, юбки тёмные; головной убор: девушки – берет, юноши – кепи-пилотки. Все подпоясаны ремнями. Снаряжение: I и II взводы – макеты винтовок, III взвод – макеты сапёрных лопат; IV взвод – макеты гранат. Девушки III и IV взводов – белая косынка и нарукавники с красным крестом».

В первой половине 1940-х годов шло строительство нового здания школы, которое располагалось на месте современного интерната по улице Куйбышева и выглядело буквой «П». Строительство велось так называемым хозяйственным способом, то есть за счёт средств самой школы, при этом деньги на достройку здания собирали и с учащихся школы, а в качестве рабочих в бригады по достройке школы зачислялись как ученики-старшеклассники во время летних каникул, так и учителя во время летнего отпуска.

По некоторым, пока неподтверждённым данным, численность населения Эльдикана в годы Великой Отечественной войны составляла около 8 тысяч человек. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что перед 1944-1945 учебным годом в первый класс Эльдиканской школы записалось 102 человека, в связи с чем были организованы три первых класса.

В этом же учебном году в школе был открыт 9 класс, но просуществовал он в этот раз недолго и с 25 ноября 1944 года был закрыт вследствие отсутствия педагогических кадров. В целом же для педагогического состава школы этого периода была характерна постоянная текучесть кадров, многие учителя работали всего по несколько месяцев. Кроме того, в школу приглашались работать учителями люди, не имеющие специального педагогического образования, иногда они не справлялись с трудностями работы в школе и переводились на производство.

Программ не хватало, для переписывания недостающих программ с 3 по 13 октября был отправлен в командировку в Усть-Маю учитель Мерс В.А.

В 1944 году в старших классах было введено платное обучение, от платы освобождались дети офицеров, инвалидов Отечественной войны, а также дети учителей школы.

1945-1946 учебный год в 5-7 классах на основании распоряжения Аллах-Юньского райисполкома и отдела народного образования был установлен с 1 октября 1945 года в связи с тем, что ученики данных классов были мобилизованы на сельхозработы в ЭЗЖ, Золототехснаб, а также для дровозаготовок на 8 км.

12 сентября 1945 года в связи с тем, что Житомиров принял заведование отделом народного образования Аллах-Юньского района, временное исполнение обязанностей директора Эльдиканской школы возложено на преподавателя Гинкулова В.К. С 19 января 1946 года директором Эльдиканской НСШ был назначен Костюченко Сергей Абакумович, который руководил школой до 12 июля 1949 года, когда его перевели на работу в охотскоперевозскую школу.

В 1945-46 учебном году в 5-8 классах отсутствовали преподаватели по многим предметам, в связи с чем некоторые учителя, кроме своей основной работы, вели другие предметы, в среднем звене работали учителя начальных классов, совмещали классное руководство в нескольких классах (Смоликова А.Е., Токарева Н.А., Ладилова К.А.)

Одним из подразделений Эльдиканской школы была Усть-Аллахская начальная школа, в которой работали в 40-е гг. 4 учителя: Преображенский Б.А., Лукшин В.П., Огородников А.М., Рогова Е.Ф. Директорами УАНШ были: Лукшин В.П., Сербенко Ф.К., Преображенский Б.А.

Перед началом 1947-1948 учебного года Аллах-Юньским РОНО рассматривается вопрос об укомплектовании Эльдиканской школы педагогическими кадрами и об открытии средней школы. С этой целью директор школы Костюченко С.А. 15 июля 1947 г. отбывает в командировку в г. Якутск. Однако этот вопрос решался в течение нескольких лет.

О бытовых трудностях, которые приходилось в военные и первые послевоенные годы преодолевать и учителям, и ученикам, рассказывает в своих воспоминаниях Баранчук (Клепикова) Любовь Семёновна, которая пошла в первый класс Эльдиканской школы в 1948 году. Она говорит о том, что в школе тогда стояли чугунные печи, которые отапливались дровами. Дрова заготавливали в лесу рабочие и подвозили их к школе на лошадях. Весной на заготовку дров привлекали и учеников, начиная с пятого класса.

В то время зимы были очень суровые, морозы доходили до шестидесяти градусов, однако актированных дней не было. В приказе № 198 от 18 января 1945 года говорится о том, что «в случае понижения температуры ниже 60 градусов посещение школы не обязательно». В случае явки учащихся в количестве 40-50% учителям рекомендовалось с пришедшими проводить занятия, не проходя нового материала. При температуре до 60 градусов ученики школу посещали. Любовь Семеновна вспоминает, что детей возили в школу на лошадях, зимой на сани ставили большой короб, сплетённый из прутьев, кто успевал – садился в сани, а кто-то бежал за санями. Одежда у большинства детей состояла из ватной фуфайки, ватных штанов, вязаной шали и валенок. У многих совсем не было одежды, чтобы ходить в школу; многие часто болели, но родители старались всё равно отравлять детей в школу.

Первые годы, говорит Л.С. Баранчук, не хватало тетрадей, ручек, карандашей, чернил. Писали, на чём придется, делали сами тетради из листков бумаги, писали на чистых краях газет. Ручки были деревянные, с пером на конце. Черные чернила разводили из сажи, а красные – из свёклы, носили их в пузырьках, поставленных в тряпичные мешочки, чтобы они не проливались. Сумки для учебников родители шили из подручных тканей – у кого что было. В сороковые годы электричества в Эльдикане ещё не было, поэтому в школе занятия проводились при керосиновых лампах. Электричество появилось в самом конце сороковых годов сначала в центре посёлка – на базе, и в школе свет уже был, а дети, проживавшие далеко от центра, дома готовили уроки ещё при керосиновых лампах.

В приказе № 171 от 11 октября 1948 г. впервые говорится о вечерней школе, учителями которой работали Ладилова К.А., Серкина А.А., Карелина П.И., Яценко В.С., Смоликова А.Е. Директором вечерней школы по совместительству назначен директор дневной школы Костюченко С.А. Таким образом, вечерняя очно-заочная школа рабочей молодёжи при Эльдиканской школе существует с октября 1948 года.

С 12 июля 1949 года руководство школой вновь принимает Василий Наумович Житомиров, который работает директором Эльдиканской школы в течение двух лет – до 4 июня 1951 года.

Среди наиболее ярких и творческих педагогов сороковых – начала пятидесятых годов хочется особо отметить имя Кузнецова Геннадия Алексеевича, который работал в Эльдиканской школе с первых дней её открытия, сначала (до 12 апреля 1943 г.) исполняя обязанности физрука по совместительству (основная работа ДЗтранс), затем был освобождён от работы по собственному желанию, а с 13 мая 1943 г. назначен военным руководителем и преподавателем физкультуры в ЭНСШ и с 1 сентября 1943 г. считался на основной работе в школе. С именем Г.А. Кузнецова связано становление и развитие военно-спортивного воспитания в Эльдиканской школе как одного из важнейших аспектов воспитательной работы в целом. В сороковые годы Геннадий Алексеевич был неутомимым организатором и руководителем многочисленных спортивных праздников, лыжных пробегов.

А в июне-июле 1950 года ему была поручена организация и проведение туристического перехода, основной целью которого было не только физическое воспитание учащихся, но и развёртывание впервые в Эльдиканской школе научно-исследовательской работы. Основные задачи этой работы: сбор геологической и минералогической коллекций; ознакомление с промышленностью района; изучение живой природы района (водоплавающей дичи, птиц, зверьков); организация зоологической коллекции путём изготовления чучел. Во время туристического перехода Г.А. Кузнецову поручалось вести подробный дневник, который и должен был послужить началом научной работы в школе.

Ещё с конца сороковых годов в школе существовал пришкольный участок, первыми заведующими которым были Смирнова Г.М., Нестерова Зоя Фёдоровна. В начале пятидесятых годов в стране активно разворачивается Мичуринское движение, и Эльдиканская школа не остаётся в стороне: 18 июня 1950 года руководителем Мичуринского движения в ЭСШ и руководителем пришкольного участка назначается Попова Анна Ионовна. С 1 апреля 1949 года А.И. Попова работала учительницей начальных классов, а с 1 августа 1949 года как имеющая специальное образование (Якутский учительский институт) она назначена учительницей географии в 5-8 классах. Выпускники начала пятидесятых годов (Ван Р.И., Обидина Р.В. и другие) с большим удовольствием вспоминают о своей работе на пришкольном участке под руководством А.И. Поповой, о том, как летом вокруг школы росло много цветов, выращенных учениками-мичуринцами.

Главной задачей методической работы Эльдиканской школы в пятидесятые годы XX века было повышение качества обучения школьников, на что и было направлено основное внимание руководства Эльдиканской СШ. Директорами в это десятилетие работали Григорий Пунхаевич Ким (10. 09. 1951. – 07. 12. 1953.), А.А. Овчинникова (07. 12. 1953. – 17. 01. 1955.), вновь Г.П. Ким (17. 01. 1955. – 17. 06. 1958.), Фёдор Николаевич Тян (с 17. 06. 1958.).

В целях улучшения методической работы, повышения качества учебной работы в реализации положения о перестройке работы в школе в октябре 1959 года были образованы методические секции учителей-предметников. В состав секции учителей русского языка и литературы входили Л.П. Рожнова, З.И. Лобанова, М.С. Тюменцева, Е.Г. Попова, В.Н. Житомиров, Г.Г. Баллиэт, Д.А. Железняк, руководителем назначена Е.Г. Попова. Секцию математиков и физиков составили А.Е. Смоликова, А. Хорошева, А.Г. Сентенко, Н.М. Татарченко, руководитель – Сентенко А.Г.

В следующем учебном году, кроме того, были организованы поклассные методические объединения 1-х и 2-х классов, 3-х и 4-х классов, а также методические объединения преподавателей химии и биологии и истории и географии.

Задача повышения качества обучения и воспитания осложнялась ещё и тем, что начальные и средние классы ЭСШ были переполнены, в одной параллели обучалось по 3, 4, а иногда и пять классов. Так, в 1951-1952 учебном году в школе насчитывалось 3 первых класса, 4 вторых, 4 третьих, 5 четвёртых классов, 3 пятых, 3 шестых и 2 седьмых класса. В связи с этим в ноябре 1953 года в Эльдикане была открыта ещё одна начальная школа, здание которой находилось по улице Ленина в районе Нефтебазы. В эту школу полностью были выведены два класса (первый и второй), а третий и четвёртый классы были набраны из ребят, проживавших от улицы Пушкина до нефтебазы. Эта школа просуществовала до 1968 года, когда была вновь слита с Эльдиканской средней школой. Директорами этой начальной школы работали Нина Михайловна Большинина (Качалова) (1953-1967 гг.) и Елена Константиновна Кучерова (1967-1968 гг.).

В пятидесятые годы, особенно в первую половину, в начальных и средних классах обучалось много переростков, которые часто нарушали школьную дисциплину, срывали уроки, обижали одноклассников, грубили учителям. Одним из излюбленных способов срыва учебного процесса такими ребятами было выведение из строя электрического освещения в школе, которое в это время только недавно появилось в зданиях: выкручивали лампочки, подкладывали в патроны посторонние предметы, бумажки, что иногда приводило даже к возгораниям в классах. Педагогическому коллективу приходилось часто проводить с такими ребятами воспитательные беседы, обсуждение их поведения на классных, родительских собраниях, заседаниях педагогических советах, объявлять нарушителям строгие выговоры, а порой и совсем исключать из школы.

Одним из наиболее эффективных методов воспитательной работы с учениками, способствовавшим вовлечению ребят в активную творческую деятельность, дававшим им возможность с пользой для себя и для общества проводить свободное от уроков время, было вовлечение школьников в работу различных кружков. Конечно, кружки в школе существовали и раньше, но во второй половине пятидесятых годов их работе придаётся особое значение, открываются новые кружки, содержание деятельности которых соответствует духу времени.

В январе 1958 года в целях развития туристско-краеведческих работ в школе были открыты краеведческие кружки «Юный ботаник» в 5-7 классах (руководитель Раппауское Сергей Михайлович, учитель биологии) и « Юный ботаник» в 8-9 классах (руководитель Барахтенко Тамара Васильевна, учитель химии).

В октябре 1959 года в школе организован ещё целый ряд кружков: фотографии (руководитель Ауглите Алдона Антоновна), юных физиков (Валутова В.М.), спортивные секции для юношей (Морозов В.П.) и девушек (Ауглите А.А.), любителей химии (Барахтенко Т.В.), юных натуралистов (Новопанина М.А.).

Для учащихся 8-10 классов в 1959 году при школе были открыты факультеты, к руководству которыми привлекались не учителя школы, а работники различных предприятий посёлка. Работали факультет чертёжников-конструкторов (руководитель Лыткин А.А.), факультет радиотелеграфистов (Константинов Дмитрий Николаевич), факультет киномехаников (Курдутов Матвей Максимович), факультет геодезии (Васильев М.), факультет шоферов (Быстров Иван Иванович). Эти факультеты, несомненно, помогли школе реализовать задачи, вставшие перед нею в новый период, каковым явились шестидесятые годы XX века.

Стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, гражданских, интеллектуальных сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в жизни, но и активно действовать в меняющихся условиях.

Государству в 1960-е годы в большом количестве требовались квалифицированные рабочие различных специальностей. Ученики старших классов Эльдиканской средней школы в эти годы серьёзно готовились к будущей трудовой деятельности, приобретая навыки таких рабочих специальностей, как токарь, шофер, автослесарь, радист, швея. Это стало возможным потому, что в стенах школы был организован серьёзный производственный труд, поэтому в 1960-70 годах наша школа называлась «Эльдиканская средняя политехническая школа». Один день в неделю учащиеся посещали здание учебно-производственного комбината, где специалисты предприятий проводили учебные занятия. Практические занятия по этим направлениям продолжались на предприятиях посёлка: в автобазе (профессии слесаря, шофёра, токаря), детском саду (для тех, кто получал профессию воспитателя). А радиооператоры занимались в школе, в специально оборудованном для радистов кабинете. В этой группе всегда обучалось мало учеников: 3-4, так как кабинет был маленький. Это была своеобразная радиорубка радистов, полновластным хозяином которой был Зверев Александр Николаевич.

За время политехнического обучения профессиям в течение 10 лет 211 эльдиканских выпускников получили удостоверения автослесарей, радистов, воспитателей, радиооператоров, швей. Это действительно была полноценная подготовка выпускников к жизни.

Чтобы полнее представить результаты политехнического обучения, посмотрим итоги выпусков по годам.

1961-1962 учебный год. Выпускников – 9: из них 3 юноши, 6 девушек. Как того требовало время, после восьмого класса большинство учащихся ушли работать на предприятия и одновременно обучались в вечерней школе.

1962 -1963 год – выпуска нет, так как первый класс набран не был.

1963-1964 учебный год. Выпускников – 18, профессиональное образование получают: шофёра – 9 учащихся, радиста – 9 учащихся. В дальнейшем из 18 выпускников высшее образование получили 11 учащихся, техническое – 4. Педагогом стал Суханов Виктор Александрович, преподавал физику, в том числе и в родной школе.

1964-1965 учебный год. Выпускников – 22, получают специальность радиста – 11, специальность шофёра – 5 учащихся. Закончили вузы 10 выпускников, среднее техническое образование получили 7 выпускников.

Выбрали профессию учителя Колодезникова Маргарита Степановна, учитель английского языка; Рогова (Соболева) Нина Фроловна, учитель физики, заведующая интернатом, работает по настоящее время в Эльдиканской школе; Смердов Александр Васильевич, учитель трудового обучения, сейчас работает в Кюпской средней школе.

1965-1966 учебный год. Самый многочисленный выпуск: один 11 класс и два 10-х класса, всего 65 выпускников. Выпускники одиннадцатого класса имели один день в неделю для получения профессии (ходили на предприятия посёлка), а вот десятиклассники профессией овладевали после занятий. Теперь и для девочек есть выбор: появились и «женские» профессии. Девочки изучают швейное дело, знакомятся с азами педагогического труда.

Одиннадцатиклассники получают профессии: воспитателя – 11, шофёра – 10, радиооператора – 3. Высшее образование после школы получили 11 человек, техническое – 8.

В этом выпуске были и золотые медалисты школы: Клюшина Светлана Павловна, Скорин Владимир Мефодиевич.

Клюшина (Аникина) Светлана Павловна после окончания библиотечного вуза связала жизнь с родной школой: работала в библиотеке, преподавала МХК.

Всю жизнь проработала в Эльдиканской школе учителем химии и биологии выпускница этого года Кузюрова (Вознесенская) Людмила Афанасьевна.

Выпускников 10а класса – 21 ученик. Профессию швеи осваивают– 15 учащихся, автослесаря – 6. Высшее образование получили 5 выпускников, техническое – 6.

Со школой связали судьбу Бологова (Клюшина) Вера Михайловна, учитель математики Эльдиканской средней школы, заведующая школой рабочей молодёжи в течение 20 лет; Девятерикова Лариса Анатольевна, учитель английского языка.

В 10б классе 20 выпускников. Из них на автослесарей выучились 7, на радиооператоров 4, на швей 9 выпускников. Высшее образование получили 2 выпускника, техническое 11.

С педагогической деятельностью связали свою судьбу Матыцина (Дунаева) Галина Константиновна, воспитатель, заведующая детским садом «Чебурашка»; Зайцева Ольга Васильевна, работает в Усть-Мильском детском саду воспитателем; Неустроева (Ахременко) Августа Иннокентьевна, кандидат химических наук, работает в городе Якутске.

Скулина Вера Андреевна, получив в школе специальность швеи, более 25 лет проработала на предприятии бытового обслуживания.

Елизарьева Лидия Ивановна – представитель династии радиооператоров, работает в Усть-Мае в отделении телефонной связи. Через три года после её выпуска закончили школу её братья, Николай и Юрий, и тоже пошли работать в связь.

Выучившись в школе на водителя, не изменив семейной династии, всю жизнь проработал шофёром, как и все мужчины его семьи, Грехов Валерий Михайлович.

1966 -1967 учебный год. Выпускной 10 класс. Всего учащихся 29, среди них один медалист: Мартенс Владимир Яковлевич получил аттестат особого образца и золотую медаль.

Освоили следующие профессии: воспитателей – 15 учащихся, радистов – 8, автослесарей – 6. Из выпускников получили высшее образование – 8, техническое – 13. Остались работать в посёлке Гаврилов Владимир Фёдорович, Бакулин Виталий Алексеевич, Конаков Геннадий Петрович, Бикшанова (Тур) Нина Каллимуловна.

1967-1968 учебный год. Выпускников 30. Получили следующие профессии: автослесарей – 19, радиооператоров – 11.

Рюмин Евгений Евгеньевич работал председателем профкома п. Эльдикан, директором ЖКХ. Ветошкина (Матвеева) Нина Александровна – медик ЭУБ, медсестра Дома престарелых. Васильев Егор Петрович – полковник МВД. Богатырёва (Анистратова) Альбина Николаевна – товаровед продснаба.

Высшее образование получили 7 учащихся, техническое 14.

1968-1969 учебный год. Всего 14 выпускников. В школе уже нет профессионального образования. Получают высшее образование 3, техническое 4.

Остались в посёлке и живут: Рогова (Жидоусова) Наталья Николаевна работала в участковой больнице. Жидоусов Валерий Алексеевич, коммерсант, большую помощь оказывает родной школе. Матющенко (Бондаренко) Татьяна Евгеньевна, работала в продснабе. Конашова (Басакина) Наталья Васильевна, в настоящее время работник Эльдиканской библиотеки.

1969-1970 учебный год. Выпускников 24. Высшее образование получают 4, техническое 6. Альбрехт Александр Адамович, председатель поссовета, возглавлял ЖКХ.

Директорами школы в эти годы работали Тян Фёдор Николаевич (17 июня 1958 – 1965 гг.), Сидоров Анатолий Михайлович (1965-1966гг.), Тараканов Виктор Николаевич (1966-1973 гг.)..

Если мы заговорили о политехнической школе, то в ней трудовое воспитание стоит на первом месте. Только труд помогает сделать человека мастером, созидателем, творцом. И каждый из поколения 60-х прошёл через субботники, сельскохозяйственные работы, трудовые десанты, тимуровские команды, оказание шефской помощи участникам войны, тыла. Заработанные на субботниках деньги перечислялись в фонд Мира.

В период летней практики дети учатся красить, штукатурить, ремонтировать школьную технику; участвуют в оформлении и озеленении кабинетов, школьных помещений, ремонтируют и реставрируют школьную мебель, учебники, работают на пришкольном участке, где высаживается много цветов, овощей.

Вторым хлебом называют картофель. Чтобы не завозить в район эту ценную культуру, её выращивали в Кюпцах. Осенью целый месяц, весь сентябрь, до заморозков убирали ученики Эльдиканской школы картофель с совхозных полей, снабжая им горную зону и район.

На восьмом километре находилась начальная совхозная школа, директором которой был Бологов Михаил Петрович. Школа имела участок: 2 гектара, свои теплицы, в которых выращивали огурцы, томаты, экзотические растения. Звучит немного парадоксально: Север и экзотические растения!.. Но таким человеком, влюблённым в своё дело, был М.П. Бологов. Он сумел в условиях Крайнего Севера выращивать растения, которые и в центре России не везде растут. Конечно, для этого потребовались годы упорного труда и невероятных усилий и учителя, и его учеников! Но вот факт: в теплицах у него выросли цитрусовые: мандарины, лимоны; как диковинный овощ рассматривали тогда привычные сейчас кабачки, физалис. А об арбузах и дынях и говорить нечего!

А начиналось всё с посадки цветов. Какие цветы выращивали эльдиканские школьники во главе со своим учителем– всех не перечислишь! Скрещивали семена охты с чёрной смородиной, сотрудничали с московским НИИ растениеводства, отправляли туда саженцы, переписывались с заграничными опытными станциями. Самое приятное, что запомнилось дочери Михаила Петровича Бологова Клюшиной Вере Михайловне, однажды на 8 марта из НИИ в подарок всем женщинам школы прислали цветы мимозы.

В летнее время учащиеся Эльдиканской школы, проживающие на 8 километре, занимались опытнической работой по выращиванию томатов, огурцов, картофеля и многих других растений, оказывая помощь совхозу в пополнении семенного фонда. Ребята овладевают основами технологий выращивания зерновых, овощных сельскохозяйственных культур, применения удобрений, гербицидов. Выводят новые сорта огурцов, районированные для Севера: скрещивают, наблюдают, то есть проводят самую настоящую исследовательскую работу. Огромным успехом для Севера было выращивание картофеля: из семян школьники выращивали клубни, испытывали на крахмальность, урожайность, давали Усть-Майскому совхозу на распространение в районе.

В эти годы на всей территории необъятной нашей родины выращивали кукурузу. Достигла она и нашей земли, далёкого уголка Якутии. На пришкольном участке совхозной начальной школы посевы кукурузы занимали целый гектар, высота растений достигала два человеческих роста. Большие урожаи давала и богатая белком кормовая культура «мальва», использовавшаяся для корма скоту.

А ещё 1960-е годы – это годы, когда в души выпускников закладывалось романтическое отношение к жизни, которое помогает не только выжить в нынешних условиях, но достойно жить, проектировать своё будущее и развиваться. Слова из всем известной песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Главное, ребята, сердцем не стареть» – символ той эпохи: настолько дух романтики, хорошего настроения, здорового отношения к жизни, уважительного отношения к тому, что сделано предшественниками, характерен для людей этого времени.

Пионерские сборы, комсомольские конференции, съезды, туристические походы, слёты, игры «Зарница», «Орлёнок» – вот чем была наполнена жизнь учащихся. Школьная пионерская организация носила имя Зои Космодемьянской. Каждый класс – отряд, со своим именем, девизом, речёвкой, – необходимыми атрибутами пионерской жизни. Наиболее достойный ученик выбирался председателем совета отряда. Ко всем праздникам проводились торжественные пионерские сборы. К дню рождения пионерской организации 19 мая всегда организовывался пионерский костёр, на берегу реки звучали задорные песни. Пионерскими вожатыми в эти годы работали Лаврысюк Клара Михайловна, Рогова Нина Фроловна, Рогова Клавдия Фроловна, Топоркова Надежда Михайловна.

Ещё в конце 1950-х годов на левом берегу Алдана был открыт пионерский лагерь имени Павлика Морозова. Ежегодно этот лагерь собирал пионеров на короткое лето в живописном месте, школьники отдыхали, набирались сил перед трудной северной зимой.

В 1966 году в Эльдиканской средней школе впервые стали проводиться туристические слёты, инициатором и главным организатором которых была учительница физической культуры Афанасьева Нина Викторовна. К проведению турслёта готовились долго, тщательно, в течение учебного года занимались не только спортивной подготовкой, но и поисковой краеведческой работой. Местом проведения турслёта была поляна у аэропорта, любимое место отдыха эльдиканцев и в настоящее время. Пешком, целых четыре километра, с полной выкладкой преодолевали учащиеся с девизом, речёвкой расстояние от школы до поляны. С песнями появлялись отряды на поляне, где их уже ожидало строгое жюри. Сдавали рапорта. Маршировали. Во время турслёта проводились различные конкурсы: биологов, геологов, ориентировщиков, сигнальщиков, санитаров. Одним из самых излюбленных конкурсов была полоса препятствий. В заключение – смотр художественной самодеятельности у костра. Команды-победители выезжали в посёлок Солнечный для участия в районном турслёте. Победителями районных турслётов в разное время были Дымченко Ирина, Букатина Людмила, Старцев Василий. Наши учащиеся всегда выигрывали полосу препятствий, а ориентирование на местности уступали другим.

Здоровье – самое главное для жизни, спорт развивается в школе благодаря работе баскетбольной, лыжной секций. Учащиеся школы – активные участники спортивных соревнований. Дети были хорошо развиты, выносливы.

Педагогический коллектив школы в это время живёт дружной семьёй, все члены педагогического коллектива отмечают вместе праздники, участвуют в смотрах художественной самодеятельности, конкурсах, фестивалях к Дню Победы. Занятия в школе идут в две смены, поэтому все репетиции, политзанятия проводятся вечером. Учителя посещают кружки театрального искусства, танцевальный кружок. Вакула Рея Ивановна, учитель литературы, основала театральный кружок в школе. Всем жителям запомнилась в 1963 году постановка пьесы «Стряпуха», роль Галины Сахно в которой исполняла Денисова Нина Викторовна.

1970 год – год 100-летнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина. Школьная пионер